Неандертальцы. Кто они?
Вопросы происхождения человека – один из самых интригующих и злободневных вопросов мировой науки. Всем нам хочется выяснить свою родословную. В настоящее время наука накопила невероятное количество новых фактов, рисующих уже достаточно яркую картину происхождения нашего вида. Сегодня мы поговорим о ближайших наших соседей по эволюционной лестнице – неандертальцах. Нашим собеседником будет человек с юности увлеченный этим вопросом, доктор исторических наук Леонид Борисович Вишняцкий. Л. Б. Вишняцкий является ведущим научным сотрудником Отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) и автором книг о происхождении человека «Человек в лабиринте эволюции» (2004), «Введение в преисторию» (2005), «История одной случайности или происхождение человека» (2008). Последняя его работа «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» вышла в 2010 году в издательстве «Нестор-История» в Санкт-Петербурге.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела палеолита ИИМК РАН Леонид Борисович Вишняцкий
- В нашей повседневной жизни слово «неандерталец» всегда является символом чего-то архаичного, безнадежно отсталого. Когда в середине 19 века ископаемым останкам дали это имя, то одновременно определили их принадлежность человеку какой-то древней расы, предшествующей человеку разумному. Однако в самом слове «неандерталец» звучат два греческих слова «новый» и «человек». Откуда возникло это противоречие?
Первая находка костей неандертальца, попавшая в поле зрения ученых, была сделана в 1856 г. в гроте Фельдгофер, находящемся в долине Неандерталь неподалеку от Дюссельдорфа. Долина эта получила свое название в честь популярного проповедника Йоахима Неандера, жившего в XVII веке. На самом деле его предки носили фамилию Нойман, что по-немецки означает «новый человек», но, следуя моде своего времени, решили перевести её на греческий и стали именовать себя Неандерами. Волей случая вышло так, что именно в «долине Неандера» (долина по-немецки «таль») было сделано открытие, которое положило начало изучению не просто нового человека, а нового, дотоле неведомого, человечества. Впоследствии выяснилось, что кости неандертальцев находили и до 1856 г. (например, в Бельгии в 1829 г., на Гибралтаре в 1848 г.), но тогда на них просто не обратили должного внимания. Если бы обратили, то, видимо, мы сейчас называли бы их как-то по-другому, не неандертальцами, а например, кальпиканцами (Calpe – древнее иназвание Гибралтара).